Цена молочной войны

Фильтры

Регион

Новости

Цена молочной войны

Молочная война, похоже, завершена, но она могла легко распространиться на всю ширину торгового фронта. Пока правительства поочередно делают то воинственные, то успокаивающие заявления, но отношения между странами уже испорчены.

Об этом можно говорить исходя из того, что с 15 июня по 30 сентября Белоруссия не сможет поставлять сухое молоко в Россию. Именно эти даты назвала министр сельского хозяйства России Елена Скрынник.

Она, кстати, видит в конфликте две проблемы. Первая - несоответствие поставок белорусской молочной продукции требованиям российского закона о техническом регламенте на молоко и молочную продукцию, о чем с самого начала официально заявляла российская сторона. А вот вторая причина «молочной проблемы», которую назвала министр, давно высказывалась всеми, но еще не произносилась вслух российскими чиновниками. Елена Скрынник честно признала, что Россию не устраивает «избыточное присутствие» белорусского сухого молока на нашем рынке.

Независимые эксперты тоже связывают молочный скандал с двумя факторами. Начальника аналитического отдела инвестиционной компании «Грандис Капитал» Денис Барабанов сообщил AgroNews.ru, что проблемы с молоком у Белоруссии начались не только по политическим причинам.

- «Молочный скандал» с Белоруссией, на первый взгляд, вопрос политики - так как он произошел аккурат в момент обострения отношений между РФ и Белоруссией, - объясняет эксперт. - С другой стороны, российские власти попытались защитить отечественный бизнес, так как цены белорусских производителей были существенно ниже российских. Однако мы считаем, что конфликт спровоцирован совокупностью этих двух факторов - вряд ли в случае политических уступок со стороны Белоруссии Россия стала бы так активно защищать местных производителей.

Аналитик также не исключает возможности того, что российский бизнес намерен поглотить белорусских конкурентов, против чего выступают власти Белоруссии.

Как бы то ни было, стороны пытаются решить ставшую неприятной для всей ситуацию. Пока прояснился только вопрос с поставками сухого молока, о чем рассказала Елена Скрынник.

«Мы совместно с белорусской стороной скорректировали баланс спроса и предложения Союзного государства по молоку и молочным продуктам на 2009 год в сторону уменьшения поставок в Россию сухого молока из Белоруссии», - сообщила она, смягчив это тем, что Россия увеличит объемы импорта белорусского сыра, творога и масла. Всего в IV квартале 2009 года Белоруссия поставит не более 15 тыс. тонн сухого молока, что существенно меньше объема импорта за первое полугодие.

Таким образом, отметила министр, «в период «большого молока» появляется уверенность в том, что молоко, произведенное российскими производителями, будет переработано и востребовано на рынке по более справедливым ценам».

Однако что надо понимать под справедливыми ценами? Российские официальные лица, в том числе и сама министр, заявляют, что цены на молочные продукты не поднимутся. Однако начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Денис Барабанов предупредил, что его компания ожидает роста цен.

- Если говорить о ценах, то, безусловно, Белоруссия демпинговала их, - считает Денис Барабанов. - Теперь, когда агрессивный конкурент устранен, внутренние производители могут спокойно повышать цены. Мы ждем, что рост цен продолжится осенью, особенно в случае ослабления рубля. Это произойдет даже несмотря на определенный спад потребления молочной продукции, потому что "порошковое" молоко относится к низкому ценовому сегменту, спрос на который достаточно стабилен.

Но свято место пусто не бывает. Белорусские товары на полках магазинов займут другие. Уже сейчас об этом открыто заявляют производители. Например, генеральный директор Бокситогорского молочного завода в Ленинградской области Павел Рябинин высказал ИА Росбалт мнение, что белорусские молочные товары заменят краснодарскими. На смену конкурентам торопится и Украина, министр аграрной политики которой, Юрий Мельник, заявил РИА Новости: «Я считаю, что сегодня возможность увеличения экспортных поставок с украинских предприятий есть, если российская сторона продемонстрирует такую потребность».

В этой ситуации Белоруссия, которой поставки молока в Россию приносили около $1 млрд в бюджет, составляющий всего $15 млрд, может потерять прибыльный рынок навсегда. Понятно, что это болезненный удар не только по финансам, но и самоуважению правительства страны. Отсюда и воинственные заявления, и поспешный поиск новых союзников.

А что в итоге? Белорусская продукция будет поставляться по выданным ранее с нарушениями документам до тех пор, пока производители не оформят всю документацию в соответствии с новыми требованиями принятого в декабре нового технического регламента уже с утра 18 июня, сообщил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко РИА Новости. Министр сельского хозяйства Белоруссии Сергей Шапиро также подтвердил скорое возобновление поставок молока на территорию Российской Федерации.

Получается, что весь скандал был пустым, но какой ценой могло все это обернуться! В результате мы действительно могли бы получить пограничный контроль на границе (его так и не ввели, несмотря на все заявления белорусской стороны), попытку запретить ввоз отдельных товаров и даже полное замораживание отношений. Стоит ли это дополнительной прибыли российских монополистов?

Источник: AgroNews

Также в разделе

Комментарии (0)